Методические указания по дипломному проектированию
Этапы работы над дипломом:
Условно можно выделить следующие этапы работы над дипломом:
· Выбор темы, составление плана работы; постановка проблемы, формулирование гипотезы;
· Работа над литературой (подготовка первой главы);
· Проведение эксперимента (составление плана, подготовка и осуществление) и его описание;
· Работа над окончательным вариантом основной главы (глав) на основе подготовленных материалов, соединение отдельных фрагментов в единое целое;
· Завершение работы над введением и заключением;
· Оформление дипломной работы;
· Подготовка к защите и защита дипломной работы
Выбор темы дипломной работы
Работа над дипломом начинается с определения темы исследования, точнее, области исследования. (Если на кафедре предлагается примерный перечень тем дипломных работ, необходимо выбрать из него). На этом этапе начинается работа с научным руководителем.
При выборе темы важно оценить степень трудоемкости предстоящей работы. Легче всего исходить из тех проблем, которые окружают автора в его профессиональной или личной жизни, так как ему придется искать тех людей, которые согласятся стать участниками его экспериментального исследования. .
Тема дипломной работы обсуждается с руководителем и заявляется на кафедре.
Работа над литературой
После выбора темы работа над дипломом начинается с библиографических поисков. Автору необходимо сделать библиографический список работ, которые могут помочь раскрыть ему тему Раскрытие темы - это представление имеющихся в науке взглядов, теорий и эмпирических исследований по заявленной проблематике.
Работая с литературой нужно помнить, что правильные названия и выходные данные книг и статей вам пригодятся, поэтому в библиографических списках должны быть точные названия источников (правила указания источников см. в разделе «Библиографический список»).
Практика показывает, что студенты на этом этапе работы ждут от своего научного руководителя прямых указаний на литературу, которую нужно анализировать, а зачастую даже целой подборки книг. Научный руководитель может вам назвать несколько источников, с просмотра которых следует начать ознакомление с литературой. Однако в обязанности руководителя это не входит, так как дипломированный психолог должен уметь самостоятельно работать с библиографическими списками, с тематическим каталогом, подбирать литературу по любой теме.
Библиографический список можно пополнять и из тех работ, которые вы начнете просматривать. В большинстве из них есть списки литература сноски на другие источники, еще не известные вам. На этом этапе удобно использовать тематические хрестоматии по психологии.
Не стоит пользоваться литературой, написанной педагогами, а не психологами. При близости названий, тем, терминологии, обычно педагогическая литература написана иным стилем и языком, близким к художественному, что совершенно не соответствует научному стилю дипломной работы.
Поможет в подборе литературы и обращение к реферативному журналу «Психология», в котором публикуются не только названия выходящих книг и статей по тематическим разделам, но и дается их краткая аннотация, которая вполне может пригодиться вам при написании первой главы. Реферативные журналы находятся в реферативном зале областной библиотеки, и посмотреть их можно без заполнения требований в каталоге.
Для получения информации о самых последних исследованиях по вашей проблематике необходимо посмотреть периодические издания по психологии: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Психология в образовании», «Мир психологии», «Прикладная психология». Есть также и другие издания: «Психотерапевтический журнал», «Иностранная психология», «Детский психолог» и др. Не забывайте сразу выписывать, кто автор статьи, ее название, а также название, номер и год журнала, страницы, на которых напечатана статья - все это будет необходимо указывать в библиографическом списке.
Если у вас есть возможность, обратитесь к ресурсам Интернета. В Интернете можно найти библиографические подборки и авторефераты диссертаций, в которых отражены последние исследования по близкой тематике, статьи из редких журналов и работы на иностранных языках, которые также можно включать в обзор литературы. Рекомендуем вам адреса некоторых русскоязычных сайтов по психологии:
Библиографический этап работы тесно переплетен с этапом работы с литературой. Работу можно начать с имеющихся учебников. Здесь вы получите общее представление о вашей теме. Однако конспектировать учебники не следует по нескольким причинам: во-первых, в них очень малое ссылок на авторов излагаемых материалов, во-вторых, ваша работа лишается индивидуальности, так как учебники слишком часто мелькают на страницах дипломных работ. При ознакомлении с работой текст учебников сразу виден, и кроме того, фундаментальных и основательных учебников немного. Таким образом, в учебнике вы можете получить лишь некую общую схему рассмотрения вашей темы.
Другой способ получения подобной схемы исследования использование в качестве основы близкой по проблематике статьи из психологического журнала, так как часто статьи - это представленные в сжатом виде эмпирические исследования - дипломные, диссертационные работы.
После этого можно написать план теоретической части вашей работы, а затем вы можете уже «наполнять» отдельные параграфы — это сильно сокращает работу с литературой, так как задает содержательные рамки и сдерживает вас от желания включить в диплом все накопленные психологические знания.
Вам не следует подробно знакомиться с десятками книг. Достаточно проработать три-четыре основных, остальные источники вы просматриваете только в тех частях, которые относятся к вашей теме. Даже если вам ничего не удалось выписать из книги, вы можете о ней упомянуть в работе. Пример такого упоминания: «Проблемами развития личности занимались Л.И. Анцыферова (1), Л.И. Божович (2), И.О. Кон (14), о них писали С.Л. Рубинштейн (21), В.И. Слободчиков (24) и др.».
Вам придется сделать довольно много выписок из литературы- это позволит не только написать реферативный обзор литературы, но и обобщить прочитанный материал, и провести его анализ, при котором объем текста сильно сокращается. Старайтесь выписывать из книг не столько то, что вам интересно, сколько то, что относиться к теме, ее раскрывает. Не стоит использовать в дипломе те места из проработанной литературы, которые выглядят очень научно, но вам непонятны.
Лучше всего конспектировать на одной стороне листа: иногда при компоновке материала текст удобнее вырезать и клеить, не занимаясь переписыванием одного и того же. Если вам хочется оставить конспект какой-то книги на будущее - сделайте ксерокопию, с ней и продолжайте работу.
Работа над литературой должна позволить вам сформировать собственную позицию по поводу изучаемой проблемы, сформулировать гипотезу (в первом приближении), наметить план эксперимента, выбрать, методы исследования.
Проведение эксперимента
К работе с анализом литературы обычно возвращаются после этапа проведения эксперимента. Для проведения экспериментальной работы необходимо оставить как можно больше времени, так как это организационно наиболее сложный этап, даже если все испытуемые легко вам доступны или вы собираетесь обобщить проделанную работу (свою, или вашего центра, вашей организации, других специалистов).
Экспериментальная часть дипломной работы может быть по ее содержанию условно разделена на два типа: а) мониторинг существующих в реальности процессов, то есть психологическая диагностика; б) организация психологической практики (коррекция, консультирование, тренинг, развивавшие занятия и пр.) и оценка ее результативности.
Экспериментальная работа потребует умения проводить диагностику, правильно оформлять протоколы тестирования, делать сводные таблицы данных, обобщать собранную информацию, подвергать данные математической и статистической обработке, интерпретировать полученные результаты и делать логические выводы, наглядно представлять результаты эксперимента в таблицах, графиках, диаграммах.
Практика показывает, что большинство студентов испытывает трудности при выполнении всех видов работы с экспериментальными данными, кроме проведения собственно диагностики. Для психологов читается курс «Математические методы в психологии», который позволяет получить алгоритмы обработки данных. Безусловно, можно и самостоятельно разобраться с помощью специальной литературы. Однако это потребует больше времени.
Завершающим этапом работы над экспериментом будет подготовка второй главы диплома.
Работа над окончательным вариантом основной главы
Соединение разных частей дипломной работы в единое целое является достаточно важным и трудоемким этапом работы. Как правило, все части подготавливаются вначале в совершенно разных стилях, с разной терминологией. На этом этапе практически готовую работу необходимо несколько раз перечитать, чтобы привести в соответствие терминологию, используемую в теоретической и в экспериментальной частях работы, а так же в выводах и введении. Здесь возможны изменения названий параграфов, изменение или подчеркивание, или добавление тех акцентов в обзоре литературы, которые оказались «высвеченными» в экспериментальной работе, и так далее.
Пример такой работы: В экспериментальной части вы для диагностики тревожности из всех методик выбрали методику Спилбергера, предусматривающую определение уровней ситуативной и личностной тревожности. В теоретической части у вас был параграф, посвященный психологическому рассмотрению тревожности, рассмотрены ее факторы, проявления, указаны психологи, которые занимались ее изучением, однако ничего не говорилось о том, что возможно разделение тревожности на личностную и ситуативную, не был указан Спилбергер. Вам это нужно вписать в текст, желательно даже в подытоживающие абзацы по первой главе.
Кроме того, просматривая экспериментальную часть, особенно полученные данные, вы теперь их можете представлять как иллюстрацию к уже написанной теоретической части, либо к отдельным ее положениям.
Пример 1. «Из таблицы 2 видно, что у женщин ситуативная тревожность оказалась несколько выше, чем у их коллег мужчин. Это соответствует исследованиям тревожности, проведенным Спилбергером (8) и др. (3). (6).»
Пример 2. «В экспериментальном классе дети значимо чаше используют прием сравнения. По данным, полученным Р.Бернсом (43), А.А. Бодалевым (52), доля сравнений и соотнесений себя и своих качеств с другими людьми и явлениями в самоописаниях с возрастом увеличивается. Таким образом, мы делаем вывод о благоприятном влиянии использованной программы на умственное развитие детей экспериментального класса».
Работа над введением и заключением
Аналогично работе на предыдущем этапе вы просматриваете введение. В него необходимо внести фамилии тех исследователей, на чьи работы вы больше всего опираетесь в своей теоретической части, согласно чьим положениям вы формулировали гипотезу. Следующее, что нужно сделать, - просмотреть соответствие всех методологических определений тому, что у вас получилось, и внести коррективы. Обычно требует дополнений гипотеза, ее вы можете конкретизировать в соответствии с использованными вами методиками. Пример работы над гипотезой. «Занятия по коррекционной программе способствуют снижению тревожности пятиклассников». Эту формулировку можно изменить на такую: « Занятия по коррекционной программе способствуют снижению ситуативной и личностной тревожности пятиклассников. Причем ситуативная тревожность снижается более существенно».
Вы смотрите «гипотезу исследования» и проверяете, как она соответствует теме диплома, сформулированным проблеме, объекту, предмету, цели, задачам и т.п., вплоть до выводов. Также вы просматриваете объект и предмет - отражены ли они в названии параграфов, в выводах: соответствуют ли методы предмету исследования, выводам и т.д.
Выделяется четыре типа дипломных работ:
1. Теоретическое исследование.
2. Эмпирическое исследование.
3. Проект коррекционной (тренинговой) методики.
4. Проект диагностической методики.
В последнее время наиболее частыми являются дипломы второго и третьего типов. Остальные два типа встречаются крайне редко из-за сложности и трудоемкости их выполнения.
Теоретическим называется исследование, в котором дается обзор и критический анализ литературы, имеются собственные теоретические положения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
В основу эмпирического, или опытного исследования, положены не данные из специальной научной литературы, а реальные, полученные автором исследования факты. Автор исследования такого типа наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходил в жизни (например, исследование умственного развития детей, определение факторов умственного развития), то есть из связей и зависимостей между психическими процессами или личностными особенностями. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В описательном исследовании опытным путем добываются и описываются новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. В объяснительное эмпирическое исследование входит еще и объяснение полученных фактов, включающее в себя выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами.
Проект коррекционной (тренинговой) работы — такое исследование можно назвать развивающим или формирующим экспериментом. В эксперименте создается специальная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, оцениваются следствия этих причин (формирующий эксперимент).
Проект диагностической методики. Этот тип дипломной работы - разработка новой диагностической методики, модификация или адаптация на новой популяции уже существующих методик, а также разработка норм выполнения методики (стандартизация). Подобное исследование является достаточно трудоемким и включает в себя процедуры проверки разрабатываемой методики на надежность, валидность.
«Следует различать предмет науки и ее объект. Независимо от познавательных возможностей человека существует психическая реальность. Она и является объектом психологического исследования» - пишет М.Г. Ярошевскнй. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей (целью) исследования.
Предмет исследования — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные ( с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Важно отметить то обстоятельство, что предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию ( при условии, что название темы соответствует содержанию работы; что бывает, к сожалению, не всегда. Например, тема «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках информатики»; объект исследования «познавательные процессы, мышление»; предмет исследования - «развитие творческого мышления младших школьников на уроках информатики».
На основе сформулированной проблемы, определенных, объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент дипломной работы - ее цель.
Цель исследования - это то, что вы в самом общем виде должны или, точнее, намерены достигнуть в итоге работы над дипломом.
В психологии принято рассматривать «в связке» две категории - цель и задачу. Задача при этом определяется как цель, заданная (определенная, поставленная) в конкретных условиях и обстоятельствах.
Например, «выявление и экспериментальная проверка...», «изучение психолого-педагогических факторов, влияющих...» и т.д.
Следующий важный момент — построение гипотезы. Гипотеза вообще - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. ГИПОТЕЗА является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становиться фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строиться новая гипотеза.
Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели исследования. В ходе работы гипотеза будет неоднократно уточняться, дополняться, изменяться. Это не должно смущать вас.
При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования весьма желательно учесть одно существенное обстоятельство. Строго говоря, гипотеза может и не подтвердиться. И хотя говорят, что в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный, все же лучше построить гипотезу таким образом, чтобы было необходимо проверить несколько вариантов, хотя бы два, или сформулировать многокомпонентную гипотезу, охватывающую разные аспекты, разные стороны исследуемых явлений, процессов, тем самым вы обогатите свою работу, укрепите свои позиции и сможете четко заявить: что- то получилось, и вот почему, а что-то нет.
Нередки случаи, когда дипломник, добросовестно исследуя свою проблему, получает наряду с положительными результатами и отрицательные. Но поскольку он стремиться выглядеть «как все», а у «всех» принято описывать только положительные данные, он описания этих отрицательных моментов в текст дипломной работы не включает. И зря! Как раз это обогащает работу, придает ей достоверность и убедительность. А, кроме того, это научный долг ученого предостеречь возможных последователей от тех ошибочных вариантов, которые вами уже опробованы. Гипотеза не должна быть тривиальной!
Например, гипотеза исследования состоит в предположении, что «Существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем психологической готовности дошкольника к обучению в школе». Лучше «формированию готовности ребенка к обучению в школе препятствует воспитание по типу «кумир семьи» и по типу « гипопротекция».
Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях, проверки сформулированной гипотезы.
В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.
Например, тема дипломной работы «Персональный компьютер как средство развития логического мышления младших школьников». Задачи исследования:
· выявить особенности развития логического мышления младших школьников;
· выявить возможности использования персонального компьютера в
развитии логического мышления младших школьников;
· разработать программное средство по формированию одной из логических операций у младших школьников;
· проверить эффективность разработанной программы в формирующем эксперименте.
Следующий раздел - это методологические основы и методы исследования.
Выбор методов исследований должен быть связан с поставленными целями, задачами, предметом и объектом исследований. Следует показать, почему автор использовал те или другие методики, не следует приводить их подробного описания и тем более стимульного материала (за исключением авторских методик).
Кроме того, в этом разделе надо указать, как предполагается обработать результаты исследований (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.).
Например, «исследование опиралось на концепцию проблемно-развивающего обучения (А.М. Матюшкин, А.А. Занков), а. так же теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). В исследовании применялись методы диагностического и формирующего эксперимента, а также методы наблюдения, анкетирования, метод экспертных оценок».
Методы исследования
Существует несколько различных классификаций методов психологического исследования - Б.Г. Ананьева, В.А. Ганзена, В.И. Слободчикова, В.Н. Дружинина и др.
В дипломном исследовании принято выделять три основных группы методов:
1. Организационные: сравнительный (метод контрольных групп), лонгитюдный, близнецовый, комплексный (в частности, использование медицинских, педагогических, физиологических и пр. данных).
2. Эмпирические: все диагностические методы и методики, а так же
метод развивающего или формирующего эксперимента (тренинги,
занятия по различным программам). Использованные методики
должны быть названы правильно, их стандартными названиями,
которые можно уточнить в специальных справочниках.
3. Методы обработки данных: метод математико-статистического анализа (использование критериев значимости, дисперсионного, факторного, корреляционного анализа и пр.) и метод качественного описания (описание полученных типов, классификация эмпирического материала на группы и пр.)
Если использованы только диагностические методы, то в тексте так и указывают: «Методы исследования: тест школьной зрелости Я. Йирасека, программа диагностики психологической готовности к школе Н.И. Гуткиной».
Глава 1 (теоретическая)
Первая (или первые две) главы посвящены теоретическому обоснованию вашей гипотезы, а так же плана последующего эксперимента. Для этого в них раскрываются практически все содержащиеся в названии дипломной работы понятия. В этих главах нужно описать и систематизировать то, что сделано вашими предшественниками. Здесь можно давать обзор подходов к рассмотрению исследуемого феномена в историческом плане или разграничивая отечественные и зарубежные подходы.
После работы с литературой вы уже сможете написать примерный план первой главы с названиями параграфов и обсудить его с вашим научным руководителем. Помните, что в начале раскрывается более широкая область - та, куда понятие входит как одно из рядоположенных. В следующих параграфах раскрывается внутренняя структура тех феноменов, о которых идет речь.
Когда весь накопленный материал «разложен» по параграфам, которые выстроены в соответствии с определенной логикой, уже можно заметить, что чего-то у вас недостает, а какой- то материал, наоборот, оказался лишним. Дальше нужно «наводить порядок» внутри каждого параграфа, делая вводные предложения, связки между отдельными частями параграфа и пр. Текст лучше воспринимается, если в конце каждой части дается краткая фраза - резюме: «Итак (таким образом), мы рассмотрели следующие явление (проблемы, гипотезы)», а следующая часть начинается со слов: « Теперь мы перейдем к анализу (обоснованию и т.д.) таких проблем, как...». Формулировать выводы в конце каждого параграфа в принципе не обязательно, но помните, что резюме, итог каждого раздела поможет структурировать ваш текст. В резюме нужно кратко и конкретно сформулировать, что же вытекает из изложенного в данном разделе, какие задачи вашего исследования здесь решены.
Первая глава строится не на простом перечислении сделанного каждым автором, а на анализе с вашей оценкой - комментарием: с чем вы согласны и чем будете пользоваться, а с чем, может быть, не согласны и почему. Обозначая позиции разных авторов, не следует увлекаться обильным цитированием. Лучше излагать идеи и позиции разных авторов своими словами, лишь сославшись на их работы.
Параграфы можно начинать с тех определений описываемого феномена, которые приводятся в психологических словарях. Лучше свой обзор основывать на работах тех авторов, которые считаются классиками в исследовании данной темы, а дополнять полученный материал современными сведениями из периодических журналов, новейших монографий и сборников.
Этот раздел дипломной работы заканчивается подведением итогов (выводами), которые теоретически обосновывают выдвинутую гипотезу и избранные методы исследования.
Глава 2 (эмпирическое исследование)
Во второй главе должны быть представлены описания выборки, методов, хода эксперимента, а также полученные результаты и их психологическая интерпретация. Таким образом, структура этой главы и названия параграфов достаточно стандартные ( см. Приложение 3). Отличаться будут только те дипломы, где готовилась программа занятий, тренинга и пр'. Описание этой программы составляет еще один параграф или целую главу (вторую), а эксперименту в таком случае посвящается третья глава.
Выборка - это та группа людей, которая согласилась принять участие в вашей экспериментальной работе или чьи продукты деятельности вы изучаете.
Фактически для вашего диплома генеральная совокупность - это те люди, на которых вы собираетесь переносить полученные вами в ходе эксперимента психологические закономерности, а выборка - представители этих людей. Например, вы изучаете учащихся одного класса, а выводы хотите сделать для всей параллели. Или вы изучаете учащихся двух классов, обучающихся по новой программе, а выводы переносите на всех учащихся того же возраста, занимающихся по аналогичной программе.
Выборка должна быть репрезентативной, то есть «представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность означает, что с некоторой погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению».
Объем выборки может быть совершенно различным в зависимости от целей вашей работы, трудоемкости использованных методов, выраженности полученных результатов. Если вы проводите тренинговые занятия, то выборка может составлять 10 - 14 человек - участников вашей группы, и примерно столько же - участников контрольной группы. Но на таких маленьких выборках трудно получить статистически значимые результаты, то есть результаты, которые получаются не случайным образом: Чем больше выборка, тем исследователю легче доказать собственную гипотезу.
Параграф 2.1, посвященный описанию выборки, методов и хода эксперимента проще всего начать стандартной фразой: « В эксперименте приняли участие... человек (учащихся 5-х классов, воспитателей, студентов). Из них ...человек - девушки,...человек - юноши. Возраст участников эксперимента -...лет». Далее вы должны описать те критерии, по которым вы сделали выборку, или разделили испытуемых на экспериментальную и контрольные группы. Здесь можно указать основные программы, по которым занимаются дети, или состав их семей, или посещение ими детского сада, медицинские диагнозы и пр. в зависимости от темы вашего диплома.
Описание хода эксперимента или его этапов делается не всегда. Это необходимо в тех случаях, когда диагностика проводиться неоднократно, когда в эксперименте принимают участие разные контингенты испытуемых, то есть когда удобнее описывать эксперимент частями. Приведем примеры.
Пример 1.
«Эксперимент был проведен в четыре этапа:
Подготовка программы по развитию креативности,
Проведение диагностики уровня развития творческих способностей,
Проведение занятий по программе развития креативности.
Проведение повторной диагностики уровня развития творческих способностей».
Пример 2.
«Эксперимент проходил в четыре этапа:
Диагностика учащихся и формирование экспериментальной группы.
Диагностика родителей учащихся экспериментальной группы.
Проведение занятий с родителями по программе.
Повторная диагностика учащихся экспериментальной и контрольной группы».
После обозначения этапов дается их краткая характеристика - сроки, количество участников, особенности проведения программы, методы диагностики.
Описание методов
Психодиагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценить величину всех факторов (обычно до и после эксперимента).
Во введении вы уже назвали методы, которые планировали использовать. В этом параграфе вы снова указываете их, но при этом даете краткую характеристику каждой методики. Если используемая методика не является очень распространенной, характеристика должна быть более подробной. При характеристике методик необходимо указать ее автора (и автора той модификации, которую вы используете), источник, откуда взят вариант методики в виде ссылки), дать краткое описание, привести инструкцию испытуемому, показатели, которые определяет методика, их краткую интерпретацию. В описание методики входит указание назначения методики, формы и условий проведения, характеристика стимульного материала (количество вопросов или утверждений), сведения о том, на кого рассчитана методика, данные о валидности и пр.
Практика показывает, что методики часто называются скорее бытовым языком, чем научным (например, «тест Векслера», вместо «шкала интеллекта для детей Д. Векслера WISC в модификации А.Ю. Панасюка»). Избегайте этих недочетов.
Приступая к опытно-экспериментальной части своего исследования, дипломник должен самым серьезным образом подойти к подбору критериев оценки эффективности предполагаемых развивающих или тренинговых программ.
Еще до проведения основного эксперимента необходимо, точно определить основные критерии оценки эмпирических данных, прикинуть, сколько классов, групп или школ необходимо будет включить в опытно-экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные окончательные результаты.
Параграф 2.2 обычно включает в себя описание выборки, полученное с помощью психодиагностических методов. Здесь дается характеристика того, что вы получили в начале работы по тем показателям, которые предусматривают ваши психодиагностические методики. Вы указываете средние значения, разброс данных, доли (процентные) выборки от общего числа участников эксперимента, имеющие высокие, средние или низкие уровни изучаемого признака. Описание будет смотреться более выигрышно, если вы проиллюстрируете его таблицами, графиками или диаграммами.
Как только вы получили результаты диагностики, следует сразу же пронумеровать все бланки ответов, присвоив каждому испытуемому свой номер. Эта процедура сократит время, которое вы затратите на составление сводной таблицы данных (см. приложение 6). Или ввести данные в компьютер. Кроме того, присвоение кодового номера убережет вас от часто встречающейся в дипломах грубой ошибки - указаний фамилий испытуемых, что говорит о несоблюдении профессиональных этических норм работы психолога и может привести к снижению оценки дипломной работы.
Использование компьютера очень облегчает задачи обсчета и представления данных. Однократное введение данных, например, в программу ЕХСЕL позволяет быстро провести все расчеты, рассмотреть полученные результаты с разных сторон и представить их наиболее выигрышно.
Сводная таблица, то есть таблица, в которой представлены все исходные или первичные данные, помещается в приложении, так как она обычно бывает громоздкой. В тесте параграфа помещается таблица, в которой представлены ваши данные в свернутом виде — или средние значения, или процентные доли.
Существуют определенные правила размещения таблиц в тексте.
- Таблицы (если их больше одной - двух) должны быть пронумерованы.
- Слово «таблица» пишется справа, под ним в середине таблицы располагается ее содержательное название.
Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах и строках (см. пример). - Данные таблицы дополнительно должны быть описаны словами. В качестве примера поместим таблицу, график и диаграмму и их описания из дипломной работы О. Кузнецовой (руководитель А.А. Гудзовская).
В таблице 5 представлено соотношение количества супругов с разной степенью удовлетворенности браком по подгруппам.
Таблица 5
Удовлетворенность браком в разных подгруппах (в %)
Подгруппы |
Удовлетворенность браком |
Итого |
||
Низкая |
Средняя |
Высокая |
||
Все |
13.3 |
70 |
16.7 |
100 |
Ж |
16.7 |
66.7 |
16.7 |
100 |
М |
10 |
73.3 |
16.7 |
100 |
Стаж больше 7 лет |
10 |
70 |
20 |
100 |
Стаж 2-7 лет |
16.7 |
70 |
13.3 |
100 |
Как видно из приведенной таблицы, в каждой подгруппе наибольшее число человек имеют средние показатели удовлетворенности браком. Несколько больше человек имеют высокие показатели удовлетворенности браком в подгруппе с супружеским стажем более семи лет, а в подгруппе с меньшим стажем несколько большее количество человек с низким показателем удовлетворенности браком».
Другой способ представления экспериментальных данных графический (диаграммы, графики). Эти иллюстрации называются рисунками. Они имеют собственную нумерацию в тексте.
Правила их оформления:
Слово «Рис.» ставиться под иллюстрацией, далее следует номер, а затем название, отражающее содержание рисунка. Оси, на которых расположен график, должны быть обозначены. Линии графика также должны быть названы на самом графике или в примечаниях к нему, следующих после названия графика.
Параграф 2.3 обычно является наиболее значимым для всей дипломной работы, так как в нем представляются данные, относящиеся к доказательству гипотезы. В зависимости от типа исследования в нем рассматриваются либо корреляционные связи между различными переменными, либо идет сравнение показателей разных групп (экспериментальной и контрольной), либо сравнение данных, полученных в одной группе до и после эксперимента. Для получения научных результатов на этом этапе работы необходимо применение методов статистической обработки материала, то есть методов, оценивающих значимость полученных результатов. Когда нужно найти связь между качествами или показателями, полученными на одной группе, используя один из коэффициентов корреляции - линейный Пирсона (для нормально распределенных данных» или ранговый Спирмена). Две группы можно сравнить между собой по средним значениям, по разбросу данных, по частоте лиц с разными уровнями выраженности изучаемого показателя. Кроме этого, показатели, измеренные в одной группе дважды, можно сравнить по частоте лиц, показатели которых изменились. Для проверки статистической достоверности дифференциации (разности) двух групп (экспериментальной и контрольной) или значений показателей в одной группе до и после эксперимента используют следующие критерии:
А). При сравнении средних значений показателей применяется t-критерий Стьюдента, для сравнения индивидуального разброса данных применяется φ* - критерий Фишера. При этом необходимо убедиться в том, что распределение близко к нормальному, сопоставив значение среднего, моды и медианы. Если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают,. то распределение можно считать нормальным и применять t- или φ *-критерии.
Эти критерии являются разными по своему смысловому содержанию, поэтому вполне возможно использование двух критериев одновременно, так как выводы, сделанные с их помощью, могут быть различны.
Б). Если при использовании шкалы отношений данные выборок распределены не по нормальному, а какому-либо иному закону распределения, или в тех случаях, когда нет уверенности о распределении данных по нормальному закону, применяется менее чувствительный - хи-квадрат метод. Этот метод оценивает значимость числа лиц, у которых произошли изменения.
В). Если была использована шкала порядка (ранги), то могут быть использованы критерии: Уилкоксона или Манна-Уитни и другие. Но по сравнению с t-критериями и методом хи-квадрата эти критерии очень малочувствительны, для установления достоверности различий по ним необходимы большие объемы выборок.
Г). Частоту изменений, произошедших в одной группе, оценивают с помощью биноминального критерия знаков (наиболее простого), а также коэффициента сопряженности.
Обычно в психологических исследованиях принимается достаточным 95 % уровень достоверности различий. Соответствующие формулы и таблицы для оценки достоверности различий приводятся во всех пособиях по математической статистике. Там же можно найти и достаточно просто сформулированные правила, формулы вычисления среднего, моды и медианы распределения, дисперсии.
Несколько критериев (t-критерий Стьюдента, φ*-критерий Фишера, коэффициент корреляции) легко рассчитываются с помощью персонального компьютера (уже названная программа ЕХCEL). Остальные критерии вполне реально просчитать вручную или используя ЕХСEL как подручное средство. Нужно сказать, что использование статистических методов требует от исследователя времени, а в тексте дипломной работы весь расчет занимает одну строку. Расчетные формулы традиционно в тексте не приводятся, нужно лишь указать ссылку на источник, которым вы пользовались при статистических расчетах.
На основании проделанных расчетов делаются выводы о подтверждении гипотезы полностью или частичною, по отдельным показателям.
Возможно, что выдвинутая гипотеза не подтверждается. В этом случае существует два варианта работы с дипломом: 1) либо вы видоизменяете гипотезу исследования, обращая внимание на то, чтобы новая гипотеза соответствовала подготовленному вами тексту; 2) либо в выводах констатируете то, что гипотеза не подтвердилась, поясняя возможные причины (маленькая выборка, противоречивые литературные данные не позволили выдвинуть гипотезу, подтверждающуюся практикой, теоретические положения не находят практического подтверждения в эмпирических исследованиях и пр.). Следует знать, что факт подтверждения или не подтверждения гипотезы никак не сказывается на оценке работы.
Кроме вывода о гипотезе, вы формулируете выводы по всем найденным вами закономерностями, тенденциям, фактам.
Выводы о влиянии на развитие личности должны быть осторожными, достаточно конкретными: старайтесь избегать необоснованно расширенных толкований ( например, при получении психологического эффекта при работе с одной, двумя группами школьников можно говорить, что в данном случае программа была эффективна, а ее использование другими специалистами и на других группах, возможно, будет также эффективно). Условность результатов, опытно-экспериментальной работы в психолого-педагогических исследованиях обусловлена, например, тем, что как бы ни выравнивались начальные условия, в контрольных и экспериментальных группах, как бы ни подбирался одинаковый состав педагогов, учащихся, реальные процессы все равно будут иметь личностную обусловленность. Наиболее выразительные иллюстрации из этого параграфа уместно использовать при защите дипломной работы.
Выводы
В этот раздел выносятся выводы, которые уже сделаны в ходе описания экспериментальных данных. Они могут быть повторены дословно или в более общем виде. Раздел пишется в тезисной форме, то есть без словесных связок. Каждый вывод является отдельным абзацем, возможно, пронумерованным. Таких абзацев не должно быть много, обычно достаточно трех-четырех. Один из выводов должен обязательно относиться к гипотезе, практически повторять ее дословно, или быть несколько более подробным. (Пример. Предложенная программа способствует адаптации первоклассников в первые недели учебного года: у них снижается ситуативная и личностная тревожность. Гипотеза исследования подтвердилась. Или: Гипотеза исследования подтвердилась частично. Уровень тревожности у пятиклассников к концу первой четверти снижается. Однако,. значимые изменения отмечаются только по показателям ситуативной тревожности. Личностная тревожность снижается только у мальчиков).
Надо быть достаточно осторожным в интерпретации результатов. Когда автор, проведя эксперимент на одной группе к примеру, четырехчасовой тренинг креативности, - утверждает, что за счет этого учащиеся стали значительно более креативными, это вызывает определенное сомнение, так как, возможно, дети просто научились выполнять задания предлагаемого типа, приобрели соответствующий опыт и проведение ретестирования через два месяца может показать, что уровень креативности остался прежним. Поэтому подобные выводы стоит сформулировать следующим образом: « В результате проделанных занятий у учащихся повысился уровень выполнения тестов на креативность, при проведении тестов сразу после занятий. Эффект занятий оказался устойчивы в течении трех недель».
Утверждения, подобные следующему: «после проведения эксперимента уровень общительности (успеваемости, интеллектуального развития, креативности) увеличился в 2 раза (повысился на 15%), выглядят достаточно смешными.
Трудность формулировки выводов состоит в том, что они должны быть и не совсем конкретными (как в тексте экспериментальной главы) и не очень обобщенными, так как в этом случае они будут выглядеть слишком тривиальными, неинтересными.
Заключение
В заключении подводятся итоги сделанного в исследовании уже не по содержанию, а по форме. Здесь следует написать о том, что поставленные задачи выполнены, проведен анализ работ по избранной теме, подобраны методы исследования, проведено экспериментальное исследование и т.п. Подводятся итоги достижения цели исследования.
Чтобы подчеркнуть то, что автор понимает, что в дипломном исследовании невозможно полностью раскрыть тему, а тем более разрешить поставленную проблему, нужно сформулировать некоторые возможные пути дальнейших исследований.
В заключении можно остановиться на научной новизне и практической значимости исследования, описать возможные способы использования полученных данных, выводов и пр.
Здесь же уместно остановиться на том, как уже использованы материалы дипломной работы, где и перед кем сделаны доклады или сообщения о полученных результатах, кто еще использует разработанную программу, какие рекомендации и кому выданы, следует ли кто- либо этим рекомендациям и пр.
Использованная литература
Дипломники используют для подготовки своих работ различное количество источников - в зависимости от изученности и специфики выбранной темы. Но всё же список литературы, в котором указано меньше 30 источников, вызывает сомнение в глубине проработки темы исследования.
Библиографический список составляется из тех работ, которые вы просматривали и на которые есть ссылки в тексте. Это обязательное требование. Все «дополнительные» включения легко проверяются опытными рецензентами или членами комиссии даже «на глаз». При просмотре текста очень заметно, насколько часто встречаются ссылки на литературу в скобках. Причем заметно, цитируется в основном 2-3 источника или множество источников.
Оформление библиографического списка подчиняется определенным правилам:
§ литература располагается в алфавитном порядке;
§ первой пишется фамилия автора (если он указан), затем его
инициалы, название произведения, место издания, название
издательства, год издания, количество страниц в источнике;
§ если это не авторская, а коллективная работа, то сначала пишется название работы, затем - под чьей общей редакцией или авторы разделов по алфавиту;
§ если книга написана двумя, тремя или более авторами, в описание должны входить: фамилии и инициалы авторов (в том порядке, в котором они указаны в книге); полное название книги; после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия название издательства (без кавычек), которое ее выпустило; после запятой - год издания; после точки - количество страниц;
§ при использовании статьи (главы, раздела) из книги, сборника или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора; название статьи (главы, раздела); после двух косых линий - название издания (без кавычек), где она помещена; год издания; номер; страницы («С» с большой буквы), на которых помешена данная статья.
Примеры библиографического описания:
Для книги:
Александер Ф., Селесник III. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности до наших дней. - М.: Агентство «Яхтсмен», 1995. - 606 с.
Для статьи в журнале:
Моргун В.Ф. Концепция многомерного развития личности как основа типологии учителей // Вопросы психологии. - 1987. - №6. - С. 61-62.
Дня статьи в сборнике:
Хоментаускас Г.Т. Рисунок семьи // Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немс -ицинской психотерапии и психологического консультирования /Под. ред. А.А. Бодалева и В.В. Сталина. - М.: Изд.-во МГУ, 1987.-С. 206-209.
Правильные выходные данные книги легче всего найти на второй (или последней) странице, где дается ее краткая аннотация. Образцы оформления списков литературы вы можете найти в настоящем издании (раздел «Использованная литература»), а так же в списках литературы к статьям в научных журналах и книгах.
Приложения
Приложения помещаются в самом конце работы. В приложение обычно выносится тот материал, который служит иллюстрацией содержащемуся в главах тексту, но не может быть размещен в основном тексте, так как затрудняет его чтение.
Обычно приложения содержат:
· текст использованных методик, если они малоизвестны или в них
имеются авторские модификации;
· образцы бланков ответов, которые предлагались испытуемым;
· сводные таблицы данных, полученных в ходе первичной обработки
тестовых или других экспериментальных результатов;
· таблицы, содержащие данные, полученные в ходе математической
обработки первичных данных (средние значения, дисперсии,
процентные соотношения и пр.).
· графики или диаграммы, отражающие полученные данные.
Правила оформления приложений:
1. Страницы, на которых напечатаны приложения, продолжают общую
нумерацию.
2. Каждое приложение в верхнем правом углу листа имеет надпись
«Приложение» с соответствующим номером.
3. Каждое приложение должно иметь свое название. Например: «Бланк
ответов к опроснику №3».
Определенные требования по объему и содержанию к приложениям не предъявляются, их даже может не быть вообще. Главное здесь - здравый смысл. Не следует помещать в приложение все протоколы наследования, даже если это проективные рисунки, творческие работы и прочее. В данном случае можно из всех выбрать несколько типичных или наоборот, явно отличающихся работ.
Подготовка к защите и защита дипломной работы
Готовность содержания дипломной работы определяет ее научный руководитель. Однако автор работы должен еще раз внимательно посмотреть ее оформление и грамотность текста. При перепечатывании в тексте, особенно в фамилиях психологов, в терминах, появляется множество ошибок и опечаток, которые часто бросаются в глаза при знакомстве с работой и ухудшают общее впечатление.
Готовая дипломная работа на несколько дней отдается рецензенту (или рецензентам), одни из которых - преподаватель психологии из вашего вуза, а другой - автор вашей рецензии - человек, не работающий в вашем вузе, с психологическим образованием, со стажем работы. Желательно, чтобы он имел научную степень. Рецензента обычно предлагают на кафедре или научный руководитель. Однако дипломник может и сам найти рецензентов.
В рецензии отмечается актуальность проделанной работы, ее новизна, практическая значимость, а так же полнота обзора литературы, обоснованность выводов, правильность постановки и интерпретации эксперимента, то есть соответствие требованиям к дипломным работам. В правильно написанной рецензии обязательно содержаться замечания или вопросы, оставшиеся, по мнению рецензента, нерешенными.
Замечания рецензентов надо тщательно проанализировать и подготовить на них развернутые ответы: «Мы не согласны с замечанием уважаемого И.П. Иванова по следующим соображениям...»; « Этот вопрос полемичен, профессор Петров считает..., а мы вслед за В.В. Давыдовым придерживаемся иного мнения» и т.д. Таким образом, целесообразно на те замечания, с которыми вы не согласны, ответить, объясняя свою позицию, а с теми замечаниями, которые вам кажутся оправданными, согласиться, объяснив причину недоработки (отсутствие опыта, увлеченность другими аспектами и пр.).
До защиты собственной работы рекомендуется посетить защиты своих однокурсников или защиты дипломных работ в других вузах. Это помогает выбрать нужную линию поведения, увидеть возможные ошибки при выступлениях, построить собственную защиту в более выигрышном варианте.
Итак, за несколько дней до защиты у вас должно быть: два переплетенных и один скрепленный экземпляр дипломной работы; одна или две рецензии, на которых подпись рецензента заверена печатью учреждения, где он работает; отзыв научного руководителя.
К защите должен быть подготовлен текст вашего выступления и ответы на замечания, высказанные рецензентом. Ответы на замечания дипломант готовит заранее, консультируясь у научного руководителя.
Доклад на защите длится 8-10 минут. Регламент обычно выдерживается довольно строго, поэтому, если вы не хотите, чтобы председатель комиссии прервал ваше выступление на полуслове, тщательно подготовьте доклад, внося в него самое важное и интересное.
Структура доклада. Необходимо в начале выступления в трех- четырех предложениях сказать об актуальности темы исследования. Далее зачитываются основные методологические характеристики работы. Обзору литературы в докладе необходимо уделить очень большое время. Например, можно сказать, какие из аспектов вашей темы вы раскрыли в первой главе (возможно, просто назвать параграфы), упомянуть основных исследователей в этой области психологии, дать рабочее (то, которым вы пользовались) определение понятий, по поводу которых построена гипотеза. Следующая часть доклада -рассказ об эксперименте. Необходимо отразить ход эксперимента, кратко рассказать о методах исследования, делая акцент на мало используемых методах и ваших модификациях известных методик. Более подробно в докладе нужно сообщать о результатах эксперимента. Заканчиваете выступление выводами и основными положениями из заключения.
Готовясь к защите, лучше несколько раз прочитать доклад своим близким. Доклад должен быть им в целом понятен, то есть предложении нужно строить короткие, легко воспринимающиеся на слух.
Желательно сопровождать доклад презентациями или другими средствами наглядности, которые в известной мере украшают защиту, облегчая восприятие вашего доклада. Презентации надо готовить очень тщательно, соблюдая правила оформления графиков, диаграмм, таблиц.
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.
Порядок защиты дипломной работы таков:
1. Доклад.
2. Ответы дипломанта на вопросы членов ГАК и других
заинтересованных лиц, присутствующих на защите.
3. Оглашение решений.
4. Ответы дипломанта на высказанные рецензентами замечаниями.
5. Отзыв руководителя.
6. Обсуждение работы и высказывание членов ГАК.
7. Заключительное слово дипломанта.
Ответы на вопросы - важный этап защиты. Именно в этот момент вы можете показать членам ГАК, насколько самостоятельно вы ориентируетесь в научной проблеме, особенно в плане построения и интерпретации эксперимента. Обычно выступающему задается от двух до шести вопросов, изредка больше.
Вопросы, задаваемые на защите, как правило, можно отнести к одному из трех типов:
· Вопросы, задаваемые с целью уточнить ваши научные позиции, отдельные положения диплома, определения понятий, факты и т.п.;
· Вопросы, задаваемые с целью поддержать вас, дать вам возможность детализировать наиболее интересные, сильные стороны вашей работы;
· Вопросы, вызванные неудовлетворенностью членов ГАК от просмотра диплома или заслушивания вашего доклада. Вопросы этого типа легко отличить от других по интонациям, с какими они задаются, направленности и т.п. И здесь выступающему необходимо быть особенно внимательным, по возможности дать исчерпывающие ответы.
В любом случае, какими бы «несоответствующими» вашей теме ни казались вам задаваемые вопросы, ни в коем случае нельзя раздражаться,, отвечать следует уважительно, и даже если какой- то вопрос задан повторно, не говорить «я об этом уже сказал», а попытаться спокойно вновь ответить на вопрос другими словами, построить ответ по другому. Отзыв научного руководителя касается не содержания работы, а деловых и личных качеств студента, характера сотрудничества в процессе работы: степени самостоятельности, заинтересованности темой, настойчивости в овладении материалом и пр.
Заключительное слово включает в себя ответы на сделанные замечания и пожелания. Не стоит соглашаться со всеми замечаниями. Дипломное исследование - это научная работа, а в науке могут существовать разные точки зрения, и у автора должна быть своя позиция. Кроме того, заключительное слово - это отзыв студента о сотрудничестве с преподавательским коллективом вуза. Хорошим тоном выступления считается выражение благодарности преподавателям, членам ГАК, научному руководителю, всем, кто способствовал успешной защите диплома.
В подавляющем большинстве (по крайней мере чаще, чем в 95 % случаев) защита заканчивается благополучно.
Оценка дипломной работы
Оценка дипломной работы слагается из многих критериев. Нужно иметь в виду, что оценке подлежит не только содержание работы, но и способ его письменного и устного представления, оформление работы.
Подробнее всего с работой знакомится рецензент, который пишет письменную рецензию. Члены ГАК знакомятся с дипломной работой в течение того времени, пока автор выступает и отвечает на вопросы, поэтому так важна форма представления проведенного дипломного исследования.
К исследованию предъявляются следующие требования: полнота списка изученной литературы; глубина проработки первичных литературных источников; систематичность изложения имеющихся литературных данных: логичность и грамотность текста, точность определения исследуемых понятий, логичность и непротиворечивость рассуждений, точность формулировки основных методологических характеристик диплома: грамотность проведения эксперимента; легкость владения материалом па защите.
Чего ждать от научного руководителя
Научный руководитель помогает студенту на всех этапах дипломного исследования. Но он выступает, прежде всего, в качестве консультанта, то есть специалиста, который отвечает на вопросы дипломника, и поэтому вся ответственность за содержание работы лежит на студенте.
Научный руководитель помогает в выборе темы исследования с учетом собственных и ваших научных интересов. Тема дипломного исследования утверждается только с его согласия.
В работе с литературой руководитель может подсказать несколько источников, но уже после того, как вы выполните библиографический поиск.
После работы с литературой по теме вы согласовываете с руководителем план первой и второй глав.
Затем идет согласование текста дипломной работы. Руководитель может помочь в формулировке основных характеристик работы, выводов, и способов интерпретации полученных результатов.
Дипломная работа считается законченной после того, как к этому выводу придет научный руководитель.
Дипломант может и должен иметь собственную точку зрения, отстаивать ее в беседах с руководителем. Однако нужно помнить, что у руководителя несравнимо больший опыт в подготовке дипломных работ к защите, поэтому к его совету стоит внимательно прислушаться.
Ошибки студентов в сотрудничестве с научным руководителем бывают двух типов.
Некоторые студенты воспринимают научного руководителя лишь как контрольную, проверяющую инстанцию, поэтому советуются с кем угодно, кроме него.
Другая категория студентов наоборот пытается всю ответственность и работу переложить на научного руководителя, что выражается в жалобах на нехватку времени, на очереди в библиотеке или отсутствие навыков работы с ней. Они боятся любого самостоятельного действия, не пробуют сами анализировать, обобщать, интерпретировать и пр.
Если студенту удается избежать этих двух крайностей, то его сотрудничество с научным руководителем становится обоюдно приятным, интересным, развивающим, приносящим хорошие результаты.
Дипломная работа представляется на кафедру не позднее чем за две недели до начала ГАК.
Список рекомендуемой литературы
Организация и оформление исследования
1. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.:Наука, 1988.-304 с.
2. Евсеев В.С. Подготовка и защита диссертации: Справочно-методическое пособие. -СПб: Политехника, 1991. - 304 с.: с ил.
3. Исаюк А.Ф. Рекомендация по оформлению диссертаций и автореферата. - М.: Изд. им. Ф.Э. Дзержинского, 1980. - 27 с.
4. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. - СПб.: Наука, 1994. - 119 с.
5. Методические указания для студентов при- оформлении курсовых и дипломных работ по специальности « История» / Сост. Н.Л. Бурмистров. И.П. Ермолаев. - Казань, 1994. -18с.
6. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 19600-74. -М., 1975.
7. Прнходько П.Т. Тропой науки. (Введение в организацию и технику научно-исследовательской работы молодого ученого). - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Наука. СО, 1995. - 114с.
8. Попов Г.Х. Техника личной работы. 4-е изд. доп. и перераб.. - М.: Сов.Россия, 1979. - 192 с.
9. Гудзовская А.А. Дипломное исследование по психологии: Методические рекомендации. - Самара, 2001. - 30с.
Методологические и теоретические проблемы научно .психологического исследования
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 275-331.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 1977.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. - Кн.2,- М., 1982.
4. Андреева Г.М Методологические проблемы социально психологического исследования // Вопросы психологии. 1975. - X» 2.
5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.-С.55-71.
6. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спец. практикум по социальной психологии. -М.: МГУ, 1992.
7. Быков В.В. Методы науки. - М.,1974.
8. Басов М.Я. Методика психических наблюдений над детьми // Ичо.психологические произведения / Под. ред. В.Н. Мясишева, В.С. Мерлина. -М., 1975.-С.29-189.
9. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984. ''
10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Уч. пос. Пер. с англ. - М. МГУ, 1982. - 464 с.
11.Глосс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ., -М., 1975.
12.Иванов И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологическом) исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под. ред Е.В. Шороховой. - М., 1959.
13.Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М., 1980,
14. Крипнер С., К урвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Вопросы психологии. - 1992. - 2.
15.Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии 1975.-№2.
16.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
17.Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. - Часть 2 Методологические указания / Под ред. М.Б. Михалевской. - М.: МГУ, 1985.
18.Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. - М., 19883.
19.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.
20.Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М., 1996.
21.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1975.
22.Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии: Уч. пос- М.,.1979.-155 с.
23.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
24.Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ. Пер. с англ. Под.ред, В.Ф. Писаренко. -М,. 1981. - 693с.
2.5.Чавчанидзе В.В., Гельман О.Я. Моделирование в науке и технике (кибернетические аспекты моделирования). - М., 1966. - 32с.
26. Штоф В.А. Введение в методологию научного познания. - Л., 1972.
27.Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой - М., 1977.
Приложение 1
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПИ им. В.Г. Белинского
Факультет педагогики, Кафедра прикладной психологии
психологии и социальных наук
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
« »
Студент _____________________________________________________________ ФИО
роспись
Научный руководитель ________________________________________________________ученое звание, должность, ФИО
роспись
Рецензент ______________________________________________________ ученое звание, должность, ФИО
роспись
Зав.кафедрой _______________________________________________________ученое звание, должность, ФИО
роспись
Пенза - 2013
Приложение 2
Требования к рецензии
1. Актуальность темы.
2. Соответствие работы заданию.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Как в дипломной работе реализованы знания и умения, полученные в процессе обучения в ВУЗе.
5. Замечания по работе.
6. Практическая значимость работы.
7. Оценка работы и возможность присвоения квалификации «педагог-психолог»
Дата обновления: 04.11.2024 23:14